05
Фев

0

Как вам живётся с «абсолютным» слухом?

— Абсолютный слух – вовсе не «самый лучший» слух, как иногда думают, а один из многих видов музыкального слуха. Это врождённая способность человека как бы «слышать нотами». Когда обладатель такого слуха слышит мелодию, он автоматически слышит или, скорее, видит ряд нот, из которых эта мелодия состоит. Вот и все. Многие музыканты вообще считают абсолютный слух вредным, так как он может плохо влиять на развитие других видов слуха и затруднять процесс наслаждения музыкой. Нет ни одного человека, который бы обладал блестящими музыкальными способностями во всех областях музыки. Кто-то легко может распознать фальшиво исполненную мелодию. Кто-то сразу может понять: на каком инструменте играют музыку. У кого-то чувство ритма работает не хуже секундомера. Все эти способности развиты у разных людей по-разному. Так что не стоит нам завидовать обладателям абсолютного слуха, и вообще – не стоит завидовать. Мы все разные, с разными способностями, и это хорошо.

Сегодня на наши вопросы отвечал писатель, физик, музыкант, обладатель «абсолютного» слуха, автор книг (в том числе «Физика и анатомия музыки», «Музыкальная математика древних. Поиск гармонии» и «Буравчик на звуковых волнах. Что мы слышим, и как это звучит?») – Алексей Насретдинов. Он коллекционирует «наивные» вопросы о музыке, которые присылают ему дети со всех концов нашей страны. Именно «детские» вопросы – одни из самых интересных для настоящих учёных.
Ждем ваши вопросы и вопросы ваших детей в комментариях.

А теперь немного теории.
Различают слух активный и пассивный. Если попросить обладателя абсолютного пассивного слуха спеть ноту «фа», то он споёт её, но не мгновенно, возможно и ошибётся.
Обладатель активного абсолютного слуха легко узнает ноту и мгновенно её споёт. И опять разногласия. Некоторые исследователи считают, пассивное узнавание звуков опирается на тембровый слух, а активный абсолютный слух опирается на — высотный.

Абсолютный слух среди людей – это редкость, встречающаяся одна на тысячу человек.
При огромном желании и титаническом труде можно завладеть абсолютным слухом и пользоваться им хотя бы в пассивной форме. Но прекращать тренировки даже на непродолжительное время нельзя, иначе слух исчезнет.

Генетики и нейропсихологи считают абсолютный слух врождённым качеством, которым был наделён каждый человек, но в ходе эволюционного процесса не получил практического применения ни в музыке ни в речи. Будучи невостребованным он отмирает, как когда – то отпал у людей хвост.
Животные: птицы, дельфины используют абсолютную частоту звука, так как вынуждены общаться на больших расстояниях, где каждая частота выступает в качестве определённого знака – сигнала.
Вернёмся к абсолютникам. Восточные языки ближе к тональным языкам. Выше всех слуховые возможности у азиатов. Им легче воспринимать сонаты, симфонии. Но процент выдающихся музыкантов среди азиатов не выше, чем у европейцев. Абсолютным слухом обладают настройщики роялей. Могут им обладать и люди, не интересующиеся и не любящие музыку.

Музыканты-профессионалы во время обучения в музыкальных школах, училищах и консерваториях постоянно выполняют массу слуховых упражнений: они пишут музыкальные диктанты, поют по нотам, угадывают на слух аккордовые последовательности. Во время работы дирижера, хормейстера, певца и в самых разных видах музыкальной деятельности слух многое облегчает и часто служит удобным подспорьем. Коллеги счастливых абсолютников порой задаются целью завладеть абсолютным слухом, выработать его, даже если от природы у них нет абсолютного слуха. В ходе многочасовых тренировок фанатики в конце концов вырабатывают вожделённый абсолютный слух и некоторое время пользуются им хотя бы в пассивной форме. Но стоит им прекратить тренировки, как завоёванный было абсолютный слух исчезает без следа – полученные с таким трудом навыки оказываются весьма эфемерными и непрочными.

Младенцы, которые и так склонны к проявлениям абсолютного слуха, могут обучиться ему даже в активной форме. Психологи Кессен, Левайн и Вендрич просили матерей трёхмесячных младенцев внушить им особую любовь к ноте «фа» первой октавы. Эта нота удобна для детского голоса, и когда младенцы гукали на своей ноте, матери должны были всякий раз напоминать им «фа», как бы подсказывать именно эту высоту звука. Через сорок дней занятий двадцать три младенца, участника эксперимента, дружно гукали на ноте «фа» – им удалось запомнить именно эту высоту и они уже не сбивались с неё. Через некоторое время, когда смысл этой особой любви к «фа» так и не прояснился, а матери перестали бесконечно напоминать именно эту ноту, младенцы перешли на своё обычное гуление. Так закончил свою короткую жизнь еле пробившийся абсолютный слух. Из многих подобных проб и ошибок как с младенцами так с взрослыми и детьми исследователи сделали предварительное заключение о невоспитуемости настоящего, прочного и не требующего дополнительной работы активного абсолютного слуха. Причина всевозможных фиаско в попытках обрести абсолютный слух объясняется его генетическим происхождением, многократно подтверждённым.

Источники «Коротко и ясно о самом интересном», www.tainamira.ru

Комментариев нет

Ответить